СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти). СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. 1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Впервые в истории принцип разделения властей был осуществлён в империи Ахеменидов: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть. Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский.

К проблеме функционирования системы сдержек и противовесов в Республике Казахстан

Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США1787 года. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ.checks and balances).

Единая государственная власть провозглашалась как властьСоветов, то есть власть представительных органов. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль.

Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Сдержки и противовесы должны обеспечивать самостоятельное функционирование всех ветвей государственной власти в соответствии с их компетенцией

На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земельГамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром.

Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей

Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность.

Построение системы сдержек и противовесов в России началось Б. Н. Ельциным в качестве мер по укреплению собственной власти

В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов. Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром.

И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.

Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. Одна из важнейших проблем властных отношений – это предотвращение злоупотребления властью. Ш.Монтескье, французский философ-просветитель писал, что политическая свобода может быть выявлена лишь там, где нет злоупотребления властью.

Чиркин В.Е. Конституционное право. Россия и зарубежный опыт. С. 285-292. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона. Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Конституция Российской Федерации, объявив разделение властей одной из основ конституционною строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов.

Популярное: