Родовая община

В силу этого хозяйство первобытной общины носило самодовлеющий, натуральный характер. Разделение труда между людьми, носившее ранее натуральную форму, выходит за рамки первобытной общины, рода и племени. Здесь господствовало так называемое уравнительное распределение произведённого в процессе производства необходимого продукта.

Первобытнообщинный строй (общиннородовой, первобытно-коммунистический) — первая в истории человеческого общества общественно-экономическая формация. Возникновение человека явилось важнейшим поворотным пунктом в развитии жизни на Земле. Вместе с человеком возникает и формируется человеческое общество.

3. Производительные силы и производственные отношения первобытного общества

Для того чтобы появился человек в общественном смысле слова, необходимо было новое условие и новый решающий фактор этого появления. В процессе развития и совершенствования трудовой деятельности совершенствовался и сам человек — главная производительная сила возникшего общества. Характеризуя в целом производительные силы первобытного общества, следует прежде всего отметить, что развиты они были крайне слабо, орудия труда носили примитивный характер.

Переход к неолиту ознаменовал настоящую своеобразную революцию в первобытном обществе. Первобытный человек, вооружённый примитивными орудиями труда, не был в состоянии добывать средства к жизни в одиночку. Характеризуя собственность на средства производства в первобытном обществе, основоположники марксизма указывали, что первоначально это была прежде всего движимая собственность. В процессе практической деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в которых, однако, было много неверного, иллюзорного.

1.3. Разложение первобытно-общинного строя

В родовом обществе существовала родовая мораль. Обусловленные низким уровнем развития производительных сил первобытнокоммунистические отношения были крайне ограниченными и замкнутыми в пределах рода как отдельного производственного коллектива. Соответственно такой же характер носила и родовая мораль. Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашёл отражение в общественном сознании.

Эпоха существования первобытного стада, или дородового строя, соответствовала с точки зрения состояния и характера развития орудий производства древнему палеолиту. При родовом строе основную ячейку общества составляет род, объединяющий группу людей, связанных кровным родством. Родовой строй складывался в условиях перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту. Коллективный труд первобытных людей и коллективная общинная собственность на средства производства обусловливали наличие общности и единства экономических интересов членов первобытной общины.

Поскольку труд, осуществлявшийся в процессе первобытнообщинного производства, был малопроизводительным, он не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни количества продукта. Необходимый продукт потреблялся целиком внутри общины. В первобытном обществе оно являлось единственно возможной формой распределения. Но и в этом случае господствующим оставалось уравнительное распределение. Каждая община жила только за счёт того, что сама добывала.

Первобытное общество не знало ещё деления на классы. Все члены каждой общины находились в одинаковом отношении к средствам производства, а потому и к продуктам производства. Однако отсутствие социальных антагонизмов не означало отсутствия противоречий в экономическом развитии первобытного общества.

Появление прибавочного продукта, знаменовавшее собой новый этап в развитии производства, оказало огромное воздействие на всё экономическое развитие общества. Первоначально этот обмен происходил не между отдельными лицами, а между общинами в местах соприкосновения одной общины с другой или одного племени с другим. Так возникают и складываются товарно-денежные отношения, превратившиеся в один из важнейших факторов разложения первобытнообщинного общества.

Лица, занимавшие в родовой общине должности старейшин, военных вождей, жрецов, начинают постепенно использовать своё положение в целях личного обогащения. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Характерной особенностью сельской или соседской общины являлась её двойственность, вытекавшая из сочетания элементов коллективной и частной собственности.

Первичным коллективом, объединяющим первобытных людей на основе их общего коллективного труда, осуществляемого в целях получения продуктов, необходимых для существования, являлась первобытная община. Низкий уровень развития производительных сил и общинная собственность на средства производства и производимые продукты предопределяли и специфический характер распределения в первобытном обществе.

Популярное:

  • Масло касторовоеМасло касторовое С касторовым маслом все мы знакомы с самого детства. Держать состав на ресницах можно также всю ночь и смыть лишь утром перед нанесением косметики. Но касторовое масло и здесь […]
  • Влияние возраста виновного на квалификацию преступленияВлияние возраста виновного на квалификацию преступления В ч. 2 ст. 20 УК РФ исчерпывающе перечислены составы преступлений, за которые ответственность наступает с 14-летнего возраста. Другим критерием является форма вины: лица в […]
  • Оби-Ван КенобиОби-Ван Кеноби Оби-Ван Кеноби и Квай-Гон Джин атакованы дроидами разрушителями. Во время конфликта с Ксанатосом Квай-Гон увидел наконец истинный потенциал молодого Оби-Вана и взял его в […]