Кипренский и портрет начала XIX века

В различных видах также развивается тип исторического портрета. Создаются первые значительные образцы группового и парного портрета в станковой живописи. Задавая тон во всех видах искусства, французская культура определяет в это время и развитие портрета. Не без влияния Руссо в портрет попадали детали садового и паркового антуража. Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись.

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. Главным стержнем в истории развития портретного искусства является представление о человеке». Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство».

Второй принцип — изменение размеров из-за интеграции портрета в интерьер. Вначале портреты изготавливались небольших размеров и хранились в ящиках (мебели), затем их роль и размер увеличивались, и они становились полноценной частью декора.

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Портретная скульптура Древнего царства все еще находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам.

Кипренский и портрет начала XIX века

С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа. Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета, в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции), с расширением круга портретируемых.

Портреты Александра I и Наполеона эпохи войны 1812 года

Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae).

Эпоха Елизаветы I

Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Происходит полный упадок жанра. Средневековая культура была сосредоточена на борьбе спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток.

Вам будет интересно

На территориях Востока, (где не было Тёмных веков), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной. Психологически заострены некоторые портреты средневековых японских живописцев и скульпторов (например, «Портрет Минамото но Ёритомо»).

Перуанская культура индейцев мочика (I—VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами.

Женских портретов до сих пор не найдено ни одного. Т. н. Выход из профиля в фас является композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. Новая идеология требовала новой структуры портрета. Во второй половине XV века «портретирование» во фреске было очень распространено.

Королева Виктория

Форму погрудного профильного портрета, существовавшего в Италии на протяжении всего XV века, обычно связывают с влиянием античных медалей. Это ясно ощущаемое н6аличие невидимого центра, к которому обращены, который словно предстают все эти профильные портреты, звучит в них как отголосок средневековой соборности.

https://youtu.be/Yi8-Fr6YBuI

Вы считаете, что китайский язык сложный?

Отсюда — распространение парных портретов. В ряде случаев можно говорить и о более сложных ансамблях, в состав которых входили, кроме портретов, также символические или геральдические изображения. В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета.

В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. В этот период в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги — общественные, идеологические и научные. Они повлияли на сложение новых форм портрета, который теперь наполнен изменившимся мировосприятием. Поэтому в портрете происходит поиск: создатели ищут бо́льшую адекватность истинному облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно.

На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели.

В это время особенно интенсивно начинает развиваться изолированный портрет. Композиционная несамостоятельность, фрагментарность профильного портрета кватроченто сказывается и в том, что он постоянно как бы требует некоторого дополнения.

Популярное: