Гуманитарное образование в России

Многое в системе гуманитарного образования зависит от ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ художественной литературы. Этот тип образования я назвал бы ситуативным, локальным и не заглядывающим в будущее. И как вообще воспитывать личность в университете? Разве есть резон обсуждать наше гуманитарное образование, не определив смысл жизни человека?

Есть ли смысл в преподавании религиозной культуры в школе? Как учатся студенты, поступившие по ЕГЭ? Как изменились студенты сегодня? Не определив его, на мой взгляд, все разговоры о гуманитарном образовании не имеют никакой перспективы. Перед образованием стоят, мне кажется, несколько иные задачи. Работаю учителем русского языка и литературы 40 лет – вижу, как стремительно падает интерес к СЛОВУ, к КНИГЕ… В чём, по-вашему, причина?

Почему люди меньше читают и почему люди стали читать менее осмысленно – это, мне кажется, два несколько разных вопроса. В метро трудно читать Достоевского (хотя не скажу, что совсем невозможно), вот и берут что-то попроще или предпочитают слушать плеер, а то и дремать. Можно натаскать на решение физических задач, заставить вызубрить правила русской грамматики, вдолбить лексический минимум по английскому языку, набить руку в черчении и т.д.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: ИМПЕРАТИВНАЯ РОЛЬ

Вопрос о мерах, конечно, понятен, но в то же время фактически является риторическим. Потребность в чтении должна ощущаться и обществом в целом, и отдельными индивидами. Во-вторых, у меня разные мнения по поводу объединенных в этом письме пунктов. Про включение теологии в число ВАКовских специальностей было отдельное письмо, которое я и подписала в свое время. В этом я не вижу ничего особенного. Как относится школьник к тому, что навязывается, объяснять, кажется, не надо. И какого же уровня профессионализма должен быть преподаватель, чтобы сломить это предубеждение?

В МГУ заявили о «разгроме гуманитарного образования»

В их исполнении и светская этика, простите, может быть ужасна. Поэтому я считаю, что в этом деле навредить гораздо легче, чем сделать хорошо. Как в вашем вузе обстоят дела с результатами “ЕГЭшных” абитуриентов. Пока должна сказать, что результаты промежуточной аттестации по основным предметам у нас в целом не хуже прошлогодних.

Гуманитарное образование это:

В результате надо обсуждать не вопрос о «липовых» ЕГЭ, а вопрос о других студентах, не таких, которые были раньше. Они в тексте иногда совсем на другие вещи обращают внимание. Поскольку я не видела результатов диктанта, к статье в МК я отношусь… осторожно. В то же время, я согласна с утверждением о том, что уровень грамотности школьников и студентов катастрофически падает.

Тут нужна определенная внутренняя свобода, и прежде всего – свобода от убеждения в том, что может быть только одна точка зрения. Есть, правда, и другая крайность, как раз особенно развивающаяся в последнее время, когда человек любую чушь произносит с умным видом, а в случае возражений становится в позу: «А это мое мнение».

Смотреть что такое «Гуманитарное образование» в других словарях:

Мы в свое время задумывались, чем нам хотелось бы заниматься. Насколько они уверенно пользуются графическим редактором в учебной практике? Именно про графические редакторы не скажу, в моей сфере это не так уж часто необходимо.

Не стоит ли открыть в МГУ нечто вроде ф-тов Библеистики или аналогов изучения иных конфессий? Насчет факультетов – не уверена, поскольку имеют место учебные заведения, непосредственно дающие либо духовное, либо гуманитарное православное образование.

Я поступала на филологический факультет МГУ в этом году, не хватило баллов, но я не отчаиваюсь и намерена поступить в следующем. В соответствии с недавно принятым Федеральным законом об особом статусе Московского и Санкт-Петербургского университетов этим вузам разрешено проведение собственных вступительных испытаний. Нигде в мире так яростно и долго не боролись друг с другом, как в нашей стране.

Вот почему, говоря о развитии гуманитарного образования, мы ни на минуту не должны забывать нашего недавнего трагического прошлого. Для нас гуманитаризация образования — не косметический ремонт, а путь выхода из духовных и нравственных тупиков. Так как система не считалась с человеком, то и его духовный мир никого не интересовал. Понятие «гуманитарные науки» было подменено понятием «общественные науки», дух и культура стали неполноценной надстройкой над базисом.

Гуманитарное образование в России. Основная проблема современного студента – неприученность думать

Научные открытия попадают в руки людей. А каковы люди, так они и будут ими пользоваться. В итоге мы оказалисьв плену видимостей, в ловушке сознания, где «не осознается несоответствие формы и содержания слов и понятий в результате исторической подтасовки»4. Зато многие слова, в которых откладывалась трагическая правда времени, произносились только шепотом или не звучали совсем.

Ситуация выживания, в которую поставлены вузы, явно не располагает к гуманитарной «расслабленности», она резко меняет саму «генетику», «породу» университета. Если раньше он всегда объединял и порождал культурную элиту и никогда не был прибежищем толпы, то теперь он стал неразборчив в привлечении контингента (в особенностикоммерческого).

Однако мы продолжаем жить в условиях так называемых образовательных реформ. Мы жаждали вариативных программ и учебников, а теперь не знаем, как вернуться в единое образовательное пространство. Так для кого же делается реформа образования — для России или для Запада? Как принято считать, реформы образования вызваны кризисом экономики и общества. Однако авторы известной книги «Университетское образование. Приглашение к размышлению» предлагают «взглянуть на проблему с другой стороны и считать, что кризис общества вызван кризисом университетов, университетского образования».

Но, кажется, следует увидеть проблему в другом: внедрение ЕГЭ делает образование принципиально другим. А в школе это очень серьезно. Это, конечно, надо будет учитывать в преподавании. И я на семинарах по древнерусской литературе говорю со студентами о Евангелии, о библейских мотивах в тех или иных памятниках.

Популярное:

  • Финалисты команды ПелагеиФиналисты команды Пелагеи Итак, в финал шоу "Голос Дети", 3 сезон, из команды Пелагеи прошли: 15-летний Азер Насибов и семилетняя Таисия Подгорная. В эту пятницу, 8 апреля, вышел второй выпуск поединков […]
  • Желтуха новорожденныхЖелтуха новорожденных Когда у доношенных новорожденных уровень билирубина в крови выше, чем 35-50 мкмоль/л развивается желтуха. Желтуха у новорожденных – это появление младенца у видимого окрашивания […]
  • Цитаты и афоризмы обо всем на светеЦитаты и афоризмы обо всем на свете Цитаты и статусы - поведение человека, его привычки. К. Маркс. Передовица в № 179 «Kölnische Zeitung» (написано между 29 июня и 4 июля 1842 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Истинно […]